2018-03-20
Урок по теме: «Основные классы неорганических соединений»
Цель урока: 1) формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий;
2) обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре.
Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.
Средства обучения: медиа, ноутбук, карточки с заданиями, схемы, таблицы, ящики с лабораторным оборудованием и реактивами (штатив с пробирками, стеклянная палочка, колба с водой, стакан для слива, оксид меди (II), сажа, раствор серной кислоты, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, сульфат натрия, раствор азотной кислоты и гидроксида калия, демонстрационный ящик с неорганическими веществами различных классов.
Ход урока.
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?
Ученики: Химическое вещество.
Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?
Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.
Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?
Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?
Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
II. Организация деятельности.
Учитель: Ребята, вначале урока, каждый из вас взял карточку с названием одного класса неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), таким образом, у нас образовалось 4 группы, в которых вам сегодня предстоит поработать. У каждой группы на столах лежит лист с заданиями и различные источники информации (учебники, справочники, схемы, таблицы, ваши рабочие тетради). Также, я вам предлагаю алгоритм работы. Если у вас возникнут вопросы, вы всегда можете получить консультацию у меня.
Алгоритм работы для обучающихся.
III. Осуществление деятельности.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем, используя по своему усмотрению различные источники информации, а также, опираясь на ранее полученные знания. Оформляют результаты деятельности.
Задания для группы №1. Оксиды.
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ .
Формулы: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.
|
|||||||||||
|
|
|
|
Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.
Формулы оксидов |
Названия оксидов |
1. P2O5 2. MgO 3. Al2O3 4. SO3 5. Na2O |
А. Оксид серы (VI) Б. Оксид натрия В. Оксид фосфора (V) Г. Оксид магния Д. Оксид алюминия |
Как даются названия веществам данного класса?
1) оксидов железа, в которых металл проявляет степени окисления +2 и +3;
2) оксидов серы, в которых неметалл проявляет степени окисления +4 и +6.
Задания для группы №2. Основания.
Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ .
Формулы: NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3
А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH (таблица растворимости)
Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2
В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH
В каждом ряду находиться одно лишнее основание. Определите его формулу, ответ обоснуйте.
А. гидроксид кальция - …
Б. гидроксид железа (III) - …
В. гидроксид натрия - …
Г. гидроксид алюминия - …
Д. гидроксид железа (II) - …
Е. гидроксид калия - …
Задания для группы №3. Кислоты.
Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____
А. Азотная кислота имеет формулу HNO3.
Б. Формула соляной кислоты H2S.
В. H3PO4 – это фосфорная кислота.
Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота.
Д. H2CO3 – это угольная кислота.
Е. Кремниевая кислота имеет формулу H2SiO3.
Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl.
З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.
Формулы кислот |
Названия кислот |
1. HNO3 2. H2SO4 3. HCl 4. H3PO4 5. H2SiO3 6. H2CO3 |
А. Фосфорная кислота Б. Кремниевая кислота В. Серная кислота Г. Азотная кислота Д. Угольная кислота Е. Соляная кислота |
5. В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – серная кислота, №2 – гидроксид калия, №3 – вода. Как определить, в какой из них находится кислота?
Задания для группы №4. Соли.
Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .
Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.
Кислоты |
Металлы |
Названия солей, содержащих атомы алюминия |
||
К (+1) |
Mg(+2) |
Al (+3) |
||
HNO3 |
|
|
|
|
H2SO4 |
|
|
|
|
H3PO4 |
|
|
|
|
IV. Защита результатов деятельности.
По истечении времени, отведенного на данную работу, каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы.
Учитель строит беседу, опираясь на проблемные вопросы, которые ученики поставили перед собой вначале урока. Каждая группа по очереди отвечает на каждый вопрос.
Модельные ответы.
Задание 1. I группа.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .
Задание 1. II группа.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.
Задание 1. III группа.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Задание 1. IV группа.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.
Задание 2. I группа.
|
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Задание 2. II группа.
А. Cu(OH)2 – нерастворимое основание, остальные все растворимые (щелочи)
Б. LiOH – однокислотное основание, остальные – двухкислотные основания
В. Al(OH)3 – трехкислотное нерастворимое основание, остальные - однокислотные растворимые основания
Задание 2. III группа.
Задание 2. IV группа.
А. Средние - K2SO4, CuCl2, FeS, Al(NO3)3, BaSO4; кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.
Б. Растворимые соли - K2SO4, Al(NO3)3; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.
Задание 3. I группа.
1. В
2. Г
3. Д
4. А
5. Б
Задание 3. II группа.
А. Ca(OH)2
Б. Fe(OH)3
В. NaOH
Г. Al(OH)3
Д. Fe(OH)2
Е. KOH
Задание 3. III группа.
А. Да
Б. Нет
В. Да
Г. Нет
Д. Да
Е. Да
Ж. Да
З. Нет
Задание 3. IV группа.
Кислоты |
Металлы |
Названия солей, содержащих атомы алюминия |
||
К (+1) |
Mg(+2) |
Al (+3) |
||
HNO3 |
KNO3 |
Mg(NO3)2 |
Al(NO3)3 |
Нитрат алюминия |
H2SO4 |
K2SO4 |
MgSO4 |
Al2(SO4)3 |
Сульфат алюминия |
H3PO4 |
K3PO4 |
Mg3(PO4)2 |
AlPO4 |
Фосфат алюминия |
Задание 4. I группа.
1) FeO, Fe2O3
2) SO2, SO3
Задание 4. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия
Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Задание 4. III группа.
1. Г
2. В
3. Е
4. А
5. Б
6. Д
Задание 5. I группа.
В обе пробирки прилить раствор серной кислоты. С сажей кислота не взаимодействует, а в пробирке с оксидом меди (II) образуется голубой раствор.
CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Задание 5. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 5. III группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 4. IV группа.
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в данной соли останется без изменений. Также можно использовать раствор хлорида бария: в пробирке, где находится соль выпадет белый порошкообразный осадок, в двух других ничего не произойдет.
Учитель: Теперь, ребята, давайте посмотрим, внимательно ли вы слушали друг друга. Задание для всех четырех групп: из перечисленных формул: H2S, K2SO4, NaOH, CO2, Fe(OH)3, Al2O3, Mg3(PO4)2, HNO3, CuCl2, Ba(OH)2, Na2O, H2CO3 выпишите последовательно формулы:
оксиды |
основания |
кислоты |
соли |
|
|
|
|
Ответ:
оксиды |
основания |
кислоты |
соли |
CO2 Al2O3 Na2O |
NaOH Fe(OH)3 Ba(OH)2 |
H2S HNO3 H2CO3 |
K2SO4 Mg3(PO4)2 CuCl2 |
V. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, и сдайте ее, а я посмотрю на результат.
Заполните только колонку 2, поставив х, там где вы считаете это нужно сделать.(Колонку 3 заполняет учитель).
1 |
2 |
3 |
я из указанного источника зафиксировал информацию и воспроизвёл её. |
|
|
я из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привёл хотя бы один аргумент для его подтверждения. |
|
|
я самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, сделал вывод на основе анализа нескольких аргументов. |
|
|
я ответил на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму. |
|
|
я самостоятельно давал односложные ответы по заданному алгоритму, сотрудничал с членами группы, договорившись о процедуре. |
|
|
я самостоятельно дал развернутый аргументированный ответ, обобщил результаты обсуждения в группе. |
|
|
я понял цели и задачи деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё мнение о проделанной работе. |
|
|
я сформировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности. |
|
|
я самостоятельно сформировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности. |
|
|
Домашнее задание: повторить §18 – 21.