Урок по теме: Моральный долг
Цель урока: формирование понятия моральный долг.
Задачи урока: воспитывать чувство ответственности, обязательности; учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга; формировать нравственные нормы поведения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добро пожаловать, на урок Светской этики! (Слайд №1)
2. Целеполагание и мотивация.
- Прочтите пословицы и постарайтесь вставить недостающее слово. (Слайд №2).
… платежом красен.
... невелик, да лежать не велит.
Кто служит Родине, верно, тот … исполняет примерно.
- Верно, это слово долг (Слайд №3)
- Тема нашего урока будет связана с этим словом. Моральный долг. (Слайд №4).
- Определим, какие задачи мы будем решать на уроке? (Слайд№5).
3. Актуализация знаний и умений.
- Объясните пословицу: «Долг платежом красен». (Платеж – плата, красен – хорош; за долги нужно платить, благодарить).
- Подумаем над пословицей: «Долг невелик, да лежать не велит». (Обещал, договаривался, выполняй, не медли).
- Перед кем мы всегда в долгу? (Мы в долгу перед людьми, которые дали нам жизнь, мир и свободу.)
- Как вы понимаете пословицу «Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно».
(Воины Отечественной войны 1812 года, защитники нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, защитники Родины в мирное время, спортсмены, паралимпийцы, граждане, которые добросовестно трудятся на благо семьи, города и Родины).
- Вспомним, что такое моральный выбор? (Выбор между добром и злом, выбор пути добродетели или пути порока).
4. Первичное усвоение новых знаний.
Люди, о которых я расскажу, сделали свой моральный выбор, пошли по пути добродетели. В городе Кирове существует областная молодежная поисковая организация «Долг». Главной задачей добровольцев является найти и предать земле останки погибших солдат со времен Великой Отечественной войны. Судьба этих солдат неизвестна родственникам. Поисковики сообщают родным, передают найденные предметы. Определить бойца, его имя, фамилию, город – тяжелая задача. Определяют поисковики по медальону, по другим вещам солдат. Например, найдены останки бойца, у которого за голенищем валенка находился магазин от пистолета и ложка с выцарапанной фамилией и домашним адресом. Информацию передали родственникам и торжественно похоронили солдата. В ходе поисковых операций находят поисковики и немецких солдат. Их захоронением занимаются специальные службы Германии. Эти молодые люди бескорыстно помогают своим соотечественникам, выполняют свой моральный долг!
5. Осознание и осмысление нового учебного материала.
-Понять, что такое моральный долг нам поможет текст в учебнике на странице 26.
-Прочтем, что мы узнаем на уроке? (Читают первые 2 абзаца)
-Совершая добрые дела и поступки, любой человек, исполняет установленные в обществе моральные нормы. (Слайд №6)
-Прочтем еще об одной моральной обязанности.
-Уважение к другим людям, к их мнению записано в Декларации прав человека. (Слайд№7)
-Следующая моральная обязанность заставляет задуматься: как я поступаю?
-Что значит, бескорыстная помощь? (Слайд№8)
- Найдите в тексте учебника определение понятия «благодарность» (Слайд№9)
-О каких моральных обязанностях идет речь дальше в учебнике? (Слайд №10,11,12)
-О какой моральной обязанности говорилось в учебнике?
-Верно, это профессиональный долг. Интересно узнать, а как понимают ваши родители профессиональный долг? Узнайте у родителей и поделитесь с нами.
-Какую посильную помощь вы оказываете ?
6. Первичное закрепление нового учебного материала.
-Что такое моральный долг? (Слайд №13)
-Перечислим основные моральные обязанности. (Слайд №14)
-Что значит исполнять моральные обязанности? (Слайд№15)
Заканчивая разговор о моральном долге нельзя не рассказать о движении, которое существует в мире. Это «Волонтерство». (Слайд№16 - №17) Волонтёрская, или добровольческая, деятельность осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.
-Какие примеры волонтерства в нашем городе, селе вы знаете?
7. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 18 – 19. Ответить на вопросы.
Дополнительное задание (по желанию): прочтите рассказ М. Скребцовой «Сердце матери» для всех членов семьи. Спросите у родителей, что такое профессиональный долг и расскажи на уроке.
8. Подведение итогов и рефлексия.