Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Вопрос-ответ

При переходе из начальной школы в основную, а из основной в старшую у подростков снижается интерес к учебе. И отличники нередко становятся троечниками. Ни уговоры, ни наказания со стороны родителей не помогают. Могут ли в таких случаях помочь согласованные действия родителей, педагогов и психолога?

-Действительно, в подростковом возрасте старые воспитательные приемы, которые работают с детьми, перестают действовать. Что же делать? Если до подросткового возраста ребенок учился только потому, что так надо, родители хвалят за хорошие отметки, ругают за плохие, а личная так называемая учебная мотивация не сформирована, то авторитет родителей к подростковому возрасту перестает быть непререкаемым. И это вполне естественно, через это проходят подро­стки из поколения в поколение. Чтобы сформировать свое мнение отношение, необходимо сначала подвергнуть сомнению то, что подростку говорят взрослые. Подросток, в особенности который учился до определенного момента по привычке, потому что так надо, должен найти что-то свое, действительно интересное или необходимое для будущей профессии, и тог­да появится мотивация. А задача родителей, учителей и психологов - поддержать его в этом поиске.

-Насколько трудно адаптиро­ваться подростку, перешедшему после 9-го класса в новую школу? Как долго может длиться адаптация?

-Адаптация, успешное приспособление к среде, зависит от очень многих факторов. Во-первых, от того, кто и с какой целью принимал решение о переходе в новую школу. Если ребенок вместе с родителями понимал, что в новой школе он получит лучшие знания, то, скорее всего, это осознанное и взвешенное решение поможет подростку лучше адаптироваться.
Во-вторых, в подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на первое место, и то, как сложатся отношения в новом коллективе, является также фактором адаптации. Если же подросток пошел на поводу у родителей, которые перевели его в новую школу, руководствуясь только соображениями престижа, то, скорее  всего, там подростку будет непросто. А в среднем адаптация длится око­ло месяца.

-Маша Д. до 5-го класса была отличницей. Потом пятерки составили одну треть оценок, хотя девочка очень способная. В этом году она пойдет в 11-й. У нее мечта - поступить в МГУ. Родители говорят: она не поступит, потому что не сможет наверстать упущенное...

-Школьные психологи сталкиваются с тем, что вчерашние вполне успевающие и милые дети вдруг в пятом классе поголовно перестают учиться и у них возникают проблемы в поведении. Это явление связано с переходом в основную школу, что является определенным стрессом, а также так называемым предподростковым кризисом. Ро­дителям важно поддержать его, дать время для того, чтобы адаптироваться, а также помнить, что учеба - дело ребенка. Важно поддерживать интерес к знаниям и поискам чего-то своего.

Что касается мечты поступить в МГУ и обещания родителям много заниматься... Важно понимать, чья это мечта, действительно ли де­вочки или все-таки родителей, а если даже и ее, то что будет, если она не поступит. Ведь гораздо проще и менее травматично в плане неуспеха выбрать конкретную спе­циальность.